- Пралогическое мышление
- - термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л. Леви-Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. Ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в П. м. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При П. м. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением П. м. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.
* * *
(приставка пpa- в значении «до, пред») – логическое мышление низшего качества, несовершенное – когда причинно-следственные отношения между явлениями усматривают в более широком числе случаев (если события происходят смежно во времени и пространстве). К этому относятся различные суеверия. Ср. у субъекта может возникнуть мысль, что его постигла неудача в каком-то деле оттого, что он надел несчастливый костюм, поскольку когда он надевал другой, был успех; что если в одном месте была неудача, то, значит, в этом месте не повезет и в следующий раз и т. п.
* * *
этап развития мышления в филогенезе, предшествующий образованию четких, непротиворечивых речевых логических структур, функционированию мышления по формально-логическим законам: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их обьясняется в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку "причина – следствие" и тогда, когда они просто совпадают по времени. Понятие "п. м." введено Л.Леви-Брюлем.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.